Главная  Сварка 

[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50]

Divued bv Roman Efimov ittn: www.farleD.net/~roman

ческую деформацию сжатия. При последующем охлаждении в этом участке возникают обратные напряжения-растяжения, которые и выпрямляют изделие. Температура нагрева для стали 650-900°С, что соответствует темно-красному калению. Скорость перемещения пламени при нагреве 500- 600 мм/мин. Чем быстрее производится нагрев, тем успеш-нее происходит процесс правки изделия.

При необходимости повторного нагрева при правке следует нагревать соседние участки металла; вторичное нагревание одного и того же участка не рекомендуется, так как это может вызвать ухудшение структуры металла в данном месте. Наконечник горелки для нагрева берут из расчета расхода ацетилена 300 дм/ч на 1 мм толщины нагреваемого металла. Лучше применять многопламенные наконечники. Зона нагрева должна иметь форму овала.

В табл. 18 даны режимы правки листов углеродистой стали толщиной до 6 мм.

На рис. 67 показан пример правки стального листа толщиной 15 мм, получившего симметричную деформацию (выпуклость) со стрелой прогиба 7 мм. Стрелками и пунктиром указаны участки нагрева, цифрами I, II, III и IV - последовательность нагрева. Правку изделий нагревом газовым пламенем широко применяют в СССР и за рубежом. Этим способом, например, правят листы толщиной до 25 мм до и после резки их на гильотинных ножницах или листы толщиной более 25 мм до и после кислородной резки. Способ правки нагревом применяют также после сварки станин прессов и станков, судовых конструкций, валов, сварных колонн, балок и пр.

Таблица 18

Режимы правки листов углеродистой стали ацетилеио-кислородиым

пламенем

Толщина листа. JHW

Номер на ко нечника

Скорость нагрева, мм/мии

Ширина зоны нагрева, мм

видимая при темпе оатуре выше бОСС

фактическая

} =

1 20


§ 7

Сварка труб -

Газовая сварка находит достаточно широкое применение при монтажной сварке труб небольшого диаметра (до 100 мм), изготовлении для них фасонных частей - угольников, тройников, отводов и пр. Трубы сваривают стыковыми швами с усилением в 74 толщины стенки. Стыковое соединение является наилучшим при сварке труб, так как требует наиболее простой подготовки кромок, наименьшей затраты времени и газов на

сварку. При толщине стенки до 3 мм включительно скос кромок не делают, а стык собирают с зазором до 1,5 мм. При большей толщине скос кромок делают под углом от 35 до 45° (угол раскрытия шва от 70 до 90°). Острую часть Рнс 68. Струбцинный центратор для труб диа-кромки притупляют для метром 60-100 мм

ТОГО, чтобы при сварке

она не оплавлялась и расплавленный металл не протекал внутрь трубы. При сварке труб сквозное проплавление стенки нежелательно, так как возникающие внутри трубы наплывы металла создают сопротивление движению газа или жидкости. В отдельных случаях используют и другие, более сложные способы стыковки труб: без скоса кромок с подкладным кольцом; с раструбом и вставным кольцом; с разделкой кромок и точеным вставным кольцом; с разделкой кромок и внутренней выточкой для точной центровки и др.

При сварке труб можно применять как левый, так и правый способы сварки. Перед сваркой трубы выравнивают, чтобы их оси совпадали, затем прихватывают в нескольких местах по окружности и сваривают.

Для центровки труб при сварке применяют различные приспособления, одно из которых показано на рис. 68. Если трубу можно поворачивать, то сварку лучше вести в нижнем положении (рис. 69). Неповоротный стык сваривают последовательно нижним, вертикальным и потолочным швами. Этот случай является наиболее трудным для сварщика, так как требует умения выполнять разные по ориентации в пространстве швы.



Divued bv Roman Efimov htto: www.farleD.net/~roman

В неповоротных стыках труб диаметром до 100 лгл1 (рис. 70) сначала сваривают нижнюю половину 1, а затем верхнюю половину 2 стыка в обратном направлении. Начало и конец верхнего шва должны несколько перекрывать


Лгдая сварка Правая сварка

Рис. 69. Положение мундштука горелки и проволоки при сварке труб


Рис. 70. Последовательность сварки ие-поворотного стыка труб диаметром до 100 мм

нижний шов на участках А и Б для того, чтобы валик шва получился равнопрочным по всей окружности стыка.

При сварке труб диаметром 200-300 мм и более сварку начинают в какой-либо точке окружности и вьшолняют че-


Рис. 71. Последовательность сварки труб большого диаметра:

а - 200-300 мм, б - 500-600 мм, в - сварка без поворота трубы

тырьмя отдельными участками (рис. 71, а). При трубах диаметром 500-600 мм сварку ведут одновременно два сварщика, заваривая сначала верхнюю часть трубы на участках 1 и 2 (рис. 71, б). Затем трубу поворачивают и также одновременно заваривают участки 3 и 4. Если поворачивать трубу нельзя, то участки 3 п 4 свариваот потолочным швом

в порядке, указанном на рис. 71, в пунктирными стрелками. Ширину зазора между кромками труб устанавливают по данным табл, 14 в зависимости от толщины стенки трубы.

§ 8

Наплавка твердых сплавов

Твердыми сплавами наплавляют рабочие поверхности деталей, подвергшихся износу: клапанов, центров токарных станков, штампов, зубьев ковшей экскаваторов и пр., а также режущего инструмента - резцов, сверл, фрез, бурового инструмента и пр.

При газовой наплавке применяют прутки из литых твердых сплавов, так как порошкообразные сплавы при наплавке раздуваются пламенем горелки. Металлокерамические сплавы во избежание их перегрева пламенем горелки можно припаивать только медноцинковым припоем.

Если деталь изношена, то перед наплавкой твердым сплавом ее наплавляют низкоуглеродистой проволокой до восстановления первоначального профиля. Затем очищают место наплавки от шлаков, снимают фаску или делают выточку (канавку). При наплавке сормайтом № 1 глубина выточки или канавки должна быть равна (мм): для деталей, работающих на истирание, 1,5-2,5; для режущих кромок Инструмента 0,5-1,5; для инструмента, работающего при ударах, не более 0,5.

При наплавке сормайтом № 2, который менее хрупок, чем сормайт № 1, а также для инструментов, применяемых при горячей обработке металлов, глубину фаски увеличивают в два раза. Глубина канавки определяет толщину рабочего слоя наплавки. Острые углы фасок следует закруглять. Ширину фаски делают равной 5-10 мм.

Перед наплавкой поверхность детали зачищают до металлического блеска напильником или абразивным камнем.

Наплавлять твердый сплав можно на холодную деталь или предварительно подогретую до 500-750° С. Подогрев предупреждает возможность коробления детали при наплавке и дает лучшие результаты. Наплавку ведут в нижнем положении. Мощность наконечника выбирают в зависимости от толщины детали в месте наплавки. Пламя применяют с небольшим избытком ацетилена. Для лучшего сплавления наплавляемого слоя с основным металлом применяют флюс (буру).



ГЛАВА VI

ОСОБЕННОСТИ И РЕЖИМЫ СВАРКИ РАЗЛИЧНЫХ МЕТАЛЛОВ

§ t

Сварка углеродистых сталей

Низкоуглеродистые стали можно сваривать любым из описанных в главе V, § 4 способов газовой сварки. Пламя горелки при сварке стали должно быть нормальным, мощностью 100-130 дм/ч ацетилена на 1 мм толщины металла при левой и 120-150 дм/ч при правой сварке.

Высококвалифицированные сварщики применяют пламя большой мощности-150-200 дм/ч ацетилена на 1 мм толщины металла, применяя более толстую проволоку, что повышает производительность. От сварщика в этом случае требуется значительный опыт, так как при неумелой сварке можно перегреть металл и получить крупнозернистое строение металла шва.

При сварке углеродистых сталей применяют проволоку из малоуглеродистой стали Св-08, Св-08А или Св-ЮГА по ГОСТ 2246-60. При сварке этой проволокой часть углерода, марганца и кремния выгорает, а металл шва получает крупнокристаллическую структуру и его предел прочности ниже такового для ословного металла. Для получения наплавленного металла, равнопрочного основному, применяют проволоку Св-12ГС, содержащую до 0,17% углерода; 0,8-1,1% марганца и 0,6-0,9% кремния. Диаметр проволоки берут в зависимости от толщины свариваемого металла (см. гл. V, § 4).

При сварке пламенем большой мощности, во избежание перегрева металла, уменьшают угол наклона мундштука к основному металлу, а пламя преимущественно направляют на конец проволоки.

При сварке следует стремиться к одновременному расплавлению кромок шва и конца проволоки, чтобы капли рас-

В нефтяной промышленности для наплавки бурового инструмента применяют стержни ТЗ, представляющие собой трубки размером 6X0,5 мм из низкоуглеродистой стали, заполненные крупкой из карбидов вольфрама. При наплавке стержнями ТЗ в наплавленном слое содержится 15% железа и 85% карбидов вольфрама, обеспечивающих высокую твердость наплавки.

Для замены сормайта № 1 при наплавке самозатачивающихся лемехов плугов, лап культиваторов и других орудий в сельском хозяйстве А. И. Шашков, Ю. И. Некрасов, С. С. Ваксман и Л. Н. Кудряшов предложили и исследовали более дешевые и менее дефицитные прутки из чугуна состава (%):

Хромистый Хромомарганцо-вистый

Углерод.......... 2,6-3,0 2,6-3,0

Марганец........ 0,5-0,8 1,0-1,5

Кремний ........ 1,2-1,5 1,2-1,5

Хром.......... 1,2-2,0 1,0-1,5

Сера .......... 0,08 0,8

Фосфор......... 0,2 0,2-0,5

Наплавка этими прутками дает твердость рабочего слоя: для хромистого чугуна -/У/?С46-52, для хромомарганцо-вистого Я/?С46-48, а наплавленные ими детали по работоспособности и стойкости не уступают сормайту. Наплавка может производиться ацетилено-кислородным и пропан-бу-тано-кислородным пламенем с применением в качестве флюса прокаленной буры. Диаметр прутков 6-8 мм, толщина наплавки-1,5-2 мм. Температура плавления прутков 1250-1300° С. Наплавленный слой прочно соединяется с поверхностью стальной детали.



[0] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50]

0.001